Главная  /  Полезное

Сплав по реке Инзер: маршруты, лоции и gps-координаты

Эта башкирская река популярна как у «матрасных» туристов, так и среди опытных спортсменов-водников. Первых привлекает спокойствие Инзера, отсутствие препятствий (шиверы, «расчески») и проходимость русла на протяжении всего теплого периода года. А спортсменам интересен другой, «весенний» Инзер –  быстрый, с «адреналиновым» порогом третьей категории «Айгир» (Малый Инзер) и «Сарыштинскими» шиверами (Большой Инзер) со второй категорией. Расскажем об обоих вариантах сплавов подробно.

Особенности реки

Все три Инзера названы так из-за горного характера русла – от тюркского «инйәр», переводимого, как «расщелина». Оба «младших» Инзера – «большой» и «малый» - характеризуются узким и каменистым руслом, быстрым течением. После их слияния «основная» река Инзер продолжает бег среди скалистых берегов, пока не достигнет предуральской равнины в своем нижнем течении и не расширяется перед устьем с Симом.

В отличие от соседнего притока реки Сим – Лемезы – кстати, также проявляющей на отдельных участках горный характер, вода в Инзере прозрачная. И рыбалка там по утренней/вечерней зорьке отличная (елец, голавль, щука).

У Инзера преимущественно снеговое питание, поэтому основной водный сток в его русле приходится на весну, после вскрытия ото льда ближе к маю. В летне-осеннем периоде наступает межень, изредка сменяющийся короткими дождевыми паводками. На 140 километровом участке от одноименного поселка до слияния с рекой Сим в меженный период глубина Инзера 1-1,3 м, на каменистых перекатах 0,3-0,5 м.

Поскольку сплав по Инзеру возможен в двух вариантах – весенне-спортивном и летне-туристическом, рассмотрим их оба, начав со спортивного путешествия по достаточно серьезным инзерским порогам.

Правила весеннего сплава по Инзерам – Большому и Малому

Спасжилеты обязательны! Причем требуются именно большие, прочные и фиксируемые между ног не страховочные, а именно спасательные жилеты. Упавшего в бурную реку с катамарана тут же накроет и притопит валом, самостоятельно не выплыть. Без спасжилета у оказавшегося в весенней инзерской воде посреди шиверы или того хуже – на пороге – будет лишь 30 секунд, чтобы выбраться. Как показывает практика, в 90% ситуаций на спортивных сплавах этих секунд крайне мало – весенние горные реки слишком глубоки и быстры.

Обязателен гидрокостюм. Вариант экипировки – куртка-дутик и резиновые сапоги – утянет на дно после падения в реку за секунды. Нужен прорезиненный костюм поверх термобелья, так называемый «сухой» тип экипировки. Неопреновый костюм для весенней реки менее подходящий, т.к. вода будет не теплее 5оС. Перед посадкой на плавсредство убедитесь, что рукава и штанины прорезиненного костюма плотно затянуты, чтобы вода внутрь не проникла.

Сплав по Инзеру весной

Для шивер-порогов более подходит маневренное плавсредство, конструктивно не способное набирать воду – катамаран. Поскольку на шиверах «младших» Инзеров риски острых камней значительны, требуется именно двухслойный катамаран с поплавочными чехлами. Еще одним обязательно-спортивным элементом снаряжения катамарана будет ременной упор для коленей, облегчающий процесс гребли и не позволяющий случайно соскользнуть с поплавка ката при «взлете» на вал или падении в «бочку».

Убедительно рекомендуем зарегистрировать информацию о предстоящем сплаве, как весеннем, так и летнем на ресурсе МЧС (здесь – forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups).

Как доехать до Айгира

Значимым маршрутным пунктом для сплава по реке Инзер является одноименное село, расположенное в устье Большого и Малого Инзера. Доехать до села Инзер просто – туда достаточно регулярно ходят две электрички из Уфы и одна из поселка Шакша (через Уфу проходит). Кроме того, в село Инзер можно доехать машиной из Уфы, по автотрассе 80К-031. Координаты ж/д станции в Инзере – gps 54°13'22.7"N 57°35'03.7"E, смартфон 54.222974, 57.584357.

Поскольку шиверный участок с порогом на Малом Инзере начинается примерно полутора киломерами ниже деревеньки Айгир (gps 54°07'27.4"N 57°41'54.2"E, смартфон 54.124267, 57.698378), в свою очередь находящейся двенадцатью километрами выше по реке от села Инзер, то спортивный сплав по весне удобнее начинать именно от этого малонаселенного пункта. Там имеется ж/д разъезд, куда ходят «короткие» электрички (2-3 вагона) как из Уфы, так и из села Инзер. Проще всего добираться именно электричкой.

Русло Малого Инзера пролегает в узкой горной долине, поэтому река обладает выраженным горным характером – большие уклоны и значительные скорости течения по весеннему половодью. В период майского паводка уровень воды возрастает на 2-2,5 м, скорость течения достигает 3 м/с.

Оптимально устраивать стапель близ поселка Айгир. Можно также стартовать 14 километрами выше по руслу Малого Инзера – от деревни Бердагулово (gps 54°09'25.2"N 57°46'17.1"E, смартфон 54.156992, 57.771422), доехав туда от села Инзер автомашиной. Однако спортивного интереса участок реки между Бердагулово и Айгиром не представляет, никаких значимых препятствий на нем нет. В любом случае выше Бердагулово подняться по Малому Инзеру не получится – за деревней начинается территория Южно-Уральского заповедника, куда попасть без спецразрешения нельзя.

Общая протяженность шиверного участка в районе порога «Айгир» составляет 2,2 км. После относительно спрямленного километрового участка реки за деревней Айгир ее русло изгибается влево. Здесь (gps 54°08'15.4"N 57°41'08.4"E, смартфон 54.137619, 57.685657) начинается шивера, в 500 метрах от которой на Малом Инзере находится порог (gps 54°08'19.6"N 57°40'52.2"E, смартфон 54.138789, 57.681159). Слегка изгибающийся участок русла, ведущий на порог «Айгир», стартует после правого поворота реки (спрямленный участок от деревни, затем левый поворот, следом – правый и выход к порогу).

Разведка маршрута на айгирской шивере ведется по левому, более пологому берегу. Начало порога обозначают скалы (правый берег) и каменная осыпь (левый берег). Подводящий к порогу шиверный участок начинается здесь (gps 54°08'14.3"N 57°41'01.0"E, смартфон 54.137303, 57.683596) несколькими прямыми валами полуметровой высоты. После – небольшой участок спокойной воды.

На правом повороте реки будет слабый прижим к левобережной осыпи, а в центральной части – многочисленные валы высотой до 0,8 м. В завершении поворота у левого берега залитые камни формируют две бочки, дистанция между которыми порядка 30 м. На прямом участке основная струя в центре, с несколькими прямыми валами. Затем Малый Инзер слегка поворачивает влево и выводит плавредства водников на основную часть порога, где высота валов достигает 1,5 м.

Через 100 м от поворота по центру реки (ближе к левому берегу) находятся две двухметровые бочки, образующие вал при большой воде. Далее будет прямой отрезок в хаотично разбросанными валами, подводящий к порогу «Синие скалы» (gps 54°08'24.4"N 57°40'37.3"E, смартфон 54.140118, 57.677028), расположенному перед сужением русла и поворотом налево (правый берег – отвесные скалы). У скалистого правого берега несколько косых бочек, в центральной части – несколько полутораметровых валов.

Протяженность шиверного участка «Синие скалы», оцениваемого спортсменами-водниками во вторую категорию сложности – 6 км (до первого ж/д моста). По сути, это вторая ступень «Айгира». Водникам следует внимательно отнестись к выбору стоянки, поскольку низинные участки будут чрезмерно влажными. Удобные стояночные места находятся на левом берегу перед первым порогом, затем после насыпи у «Синих скал» и полукилометре за ними.

Возможны дожди, поэтому следует подготовиться к разжиганию костра, запасшись растопочной свечой или сухим топливом. Обязательны средства от клещей.

От порогов «Айгир» и «Синие скалы» удобнее уходить сплавным путем на село Инзер (около 20 км по реке), поскольку весной там много спортсменов, также желающих выехать маловместительным рабочим поездом.

Как доехать к Сарыште

Если планируется сплав по шиверным участкам обоих Инзеров – Малого и Большого – то начинать лучше с шиверы «Сарышта», затем перебрасываться на айгирскую шиверу. Тут вопрос в удобстве заброски – к «Айгиру», как отмечалось выше, добраться несложно на электричках.

А вот к устью реки Сарышта добираться трудно, тем более по весне. Там нет населенных пунктов, поэтому нет и полноценных подъездных путей. Туда нужно плыть по Большому Инзеру, стартовав многими километрами раньше – близ деревеньки Карталы (gps 53°57'17.9"N 57°51'22.1"E, смартфон 53.954966, 57.856140).

Чтобы выйти на стапель у Карталы, необходимо прежде доехать электричкой до села Инзер, там сесть на электричку, идущую на Белорецк и выйти на ж/д станции Улу-Елга (gps 53°56'03.5"N 57°54'48.2"E, смартфон 53.934301, 57.913378). От нее до Карталы около 4 км.

Ниже по течению Большого Инзера, примерно в 20 км от села Улу-Елга, есть еще деревенька Карталинская Запань (gps 53°56'50.1"N 57°48'23.7"E, смартфон 53.947257, 57.806583). Однако по весне доехать туда дорогами затруднительно, проще идти по воде от Карталы.

От стапеля возле Карталы до устья реки Сарышта (gps 54°00'51.4"N 57°30'10.6"E, смартфон 54.014271, 57.502953) по Большом Инзеру идти порядка 46 км. Основной спортивный участок «Сарыштинской» шиверы начинается в 700 метрах от устья Сарышты, на левом повороте русла Большого Инзера (gps 54°00'55.3"N 57°29'30.5"E, смартфон 54.015370, 57.491791).

Приняв воды Сарышты и без того весенне-быстрый Большой Инзер ускоряется, буквально вынося плавредства на шиверу с валами метровой и полутораметровой высоты. Если спортсмены сплавляются на катамаране, то разведка не требуется – достаточно держаться центральной части русла.

На Большом Инзере имеется более интересная с позиции «весенне»-спортивного сплава группа шивер, включающая порог Матаис (также Сундук) третьей категории (gps 54°05'39.7"N 58°04'44.6"E, смартфон 54.094369, 58.079059). Но верховья Большого Инзера находятся на территории Южно-Уральского заповедника, который, в сочетании с территорией ЗАТО Межгорье, является особо охраняемым федеральным объектом с ограниченным порядком посещений.

Конечно, в заповеднике действуют несколько туристических маршрутов, однако все они пешие. Можно попробовать добиться разрешения на спортивный сплав по шиверам верховий Большого Инзера у администрации заповедника через форму связи на их официальном сайте – south-ural-reserve.ru. Однако шансов заведомо мало, поскольку бегать по берегу за водниками мало какому егерю захочется, а по путешествовать группам по заповеднику в отсутствии его сотрудников не допускается правилам.

Остается заметить, что самовольное проникновение на территорию заповедника с целью сплавиться по шиверам Большого Инзера в случае поимки егерями-лесничими обойдется недешево – штраф до 4 тыс. руб. и, что хуже, конфискация орудий правонарушения, а именно плавсредств, палаток и прочего снаряжения (ст.8.39 КоАП РФ).

Водный туризм на Инзере

Летние маршруты сплава по этой реке стартуют обычно там, где заканчиваются весенне-спортивные заплывы – у села Инзер, где сливаются два «младших» русла. Как отмечалось выше, даже в межень воды Инзере достаточно для водного путешествия, разве что на редких участках с крупными камнями глубина может быть менее полуметра.

Сложные участки на инзерском маршруте вплоть до села Кумурлы, за которым река впадает в Сим, отсутствуют полностью. Поэтому, если выбирается река под сплав с неопытной командой, а также с детьми – сплавляться следует именно по Инзеру. Отметим, что оснащенность каждого члена инзерского туристического сплава спасжилетом обязательна, поскольку следует исключить любые, даже малозначительные опасности водного путешествия.

С учетом редких маловодных участков, для водного путешествия по «летнему» Инзеру лучше выбирать туристические плавсредства с малой осадкой – надувные катамаран, рафт, байдарку или лодку.

Особыми преимуществами выбора именно сплава по Инзеру являются:

Летом река популярна — туристические группы встречаются на ней повсеместно. Если подыскивается малолюдный речной маршрут – это не про Инзер.

Сплав Манышта—Узунларово по «летнему» Инзеру

Берега шестикилометрового участка реки между селами Инзер и Манышта довольно плотно заселены, а рекреационно-туристическое путешествие требует единения с природой. Поэтому вставать на стапель рациональнее неподалеку от ж/д платформы «115 километр», доехав к ней электричкой 6215/6216 из Уфы. Останется пройти 400 м вдоль ж/д путей по направлению хода поезда к железнодорожному мосту и уже оттуда начинать путешествие, которое займет семь суток и продлится около 80 км до Узунларово. Расскажем, что вам повстречается.

Пройдя мимо хребта Кесек своим левым берегом, река Инзер примет приточные воды достаточно крупной реки Тюльмень и станет полноводнее. Почти сразу на левом берегу возникнет Александровка с ж/д станцией Тюльма, а в нескольких километрах далее, по течению слева – деревенька Корпуста на живописном высоком полуострове. В ней практически нет жителей, а дома раскуплены дачниками, бывающими там в теплое время года.

Примерно в 2 км от Корпусты, за очередным ж/д мостом, возникнет крупный лесистый остров, разделяющий реку двумя рукавами (gps 54°19'00.2"N 57°36'18.3"E, смартфон 54.316721, 57.605079. Местные называют это место «Тамак» - «устье». Этот остров особенно известен туристам-водникам, он изобилует отличными стоянками, удобными местами купания и рыбной ловли. Там очень красиво, особенно в лучах рассветного солнца.

Примерно в четырех км от острова-«устья» (через 500 м от него будет второй похожий остров, только меньшей площади) по правому берегу возникнут строения санатория «Ассы» (gps 54°21'41.5"N 57°33'16.9"E, смартфон 54.361520, 57.554683). Этот бальнеотерапевтический комплекс, построенный в 2001-м, известен минеральными источниками, чьи сульфатно-хлоридно-натриевые воды схожи по химическому составу с водами шварцвальдского Баден-Бадена.

За селом Ассы, спустя 3 км речного маршрута, вдоль правого берега появятся величественные бастионы Кызылташа – «Розовые скалы» (gps 54°23'16.3"N 57°31'24.3"E, смартфон 54.387846, 57.523407). Они образованы лемезитом – мраморизованными строматолитовыми известняками, уникальной отделочной породой Урала.



Пройдя скальную гряду, водники выйдут к «Сковородке» - глубокому участку Инзера с длинным галечным пляжем на правом берегу, являющимся популярной среди туристов стоянкой.

Проплыв мимо сельских домиков Бриштамака водники, следуя извивающемуся между горными кряжами руслу Инзера, окажутся в практически безлюдной местности на многие километры. И когда уже безлюдье по берегам станет почти что привычным, у подножия хребта Зильмердак встретится крупное, разбросанное по обеим берегам реки, село Зуяково. В километре перед ним по левому берегу, немногим выше устья реки Селигурга будет красивый водопад, правда, невысокий (gps 54°23'38.3"N 57°23'35.6"E, смартфон 54.393973, 57.393218).

Следуя далее руслу Инзера, огибающего вправо лесистый хребет Карагаяр, а затем уже влево – хребет Акбулякъарка, водные туристы увидят село Габдюково. В нем при необходимости следует пополнить запасы пищи, поскольку до следующего встречного населенного пункта – деревни Карагай – будет более 20 км маршрута.

Примерно через 2/3 пути от Габдюково до Карагая туристы познакомятся с известной местной достопримечательностью – «Французской поляной» (gps 54°29'49.9"N 57°11'51.8"E, смартфон 54.497186, 57.197707). Здесь более века назад существовал чугунно-плавильный завод, управляющим которого был Аксель Эмильевич Гассельблат, обрусевший швед, однако, считавшийся местными жителями почему-то французом.

После Карагая будет Азово – деревня, в которой из-за близости ж/д станции к реке некоторые водные туристы предпочитают заканчивать путешествие. Но мы не советуем завершать сплав по Инзеру, так и не побывав на живописной скале «Эхо» — последнем скальном образовании крупных размеров на этой реке (gps 54°30'07.8"N 56°57'30.8"E, смартфон 54.502166, 56.958556). У основания скалы будет остров, удобный для стоянки. А утром можно вернуться к ж/д мосту, собраться и выехать в Уфу на электричке с платформы «44 километр».

Железнодорожные станции на реке Инзер

поезда на реке ИНзер

Поскольку сколько-нибудь значимых препятствий на этой реке водники не встретят, потребности в лоции для нее также не существует. А вот что действительно важно, так это знать местонахождение железнодорожных платформ, чтобы без осложнений сняться с маршрута при потребности. Итак, на водном маршруте вниз по течению за селом Инзер встречаются следующие ж/д станции и полустанки, между которыми курсируют электрички:

Завершать путешествие по Инзеру удобнее, не доплыв до Узунларово. Платформа «44 километр» будет перед деревней (до нее останется еще километр хода по реке) на правом берегу, в 300 м от ж/д моста (gps 54°30'07.4"N 56°58'04.6"E, смартфон 54.502057, 56.967947).

Арендовав у нас полную экипировку для водного путешествия, вы озаботитесь лишь одним – хватит ли заряда в пауэрбанках, чтобы запечатлеть все природные красоты Южного Урала. Планируйте туристический сплав и бронируйте снаряжение заранее!

 



Оформление заказа
Спасибо!

Ваш заказ принят. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка при отправке заказа. Попробуйте отправить еще раз.

Заполните все обязательные поля