Главная  /  Полезное

Записаться на сплав

Как выбрать байдарку для сплава

Оглавление

  1. Надувные байдарки
  2. Каркасные байдарки
  3. Каркасно-надувные байдарки
  4. Пластиковые байдарки
  5. Что учитывать при выборе туристической байдарки
  6. Сравнение 5 байдарок от Виктора Рогова
  7. Примеры подбора туристической байдарки

Качество водного путешествия зависит напрямую от выбранного каяка. Различные типы лодок-байдарок обладают достоинствами и недостатками, связанными как с конструкционными, так и с функциональными характеристиками. Назовем особенности байдарок, используемых «речными» туристами.

Надувные байдарки

Надувные байдарки бывают однослойные и двухслойные (непосредственно надувные баллоны и шкура). Сами надувные баллоны выполняются из ПУ-ткани или ТПУ. Шкура (внешняя оболочка надувных баллонов) в основном изготавливается из ткани ПВХ (верхняя часть может быть выполнена из ткани Oxford. Представителями таких двухслойных байдарок служат модели КБ Сталкер (Щука, Налим), Вольный ветер (Тайга) и др.

Байдарка ТайгаБайдарка Налим

Сохранность формы такой байдарке обеспечивает давление воздуха в баллонах. Некоторые модели дополняются наклеенным палубным фартуком (декой), защищающим полость байдарки от влаги, каркасными элементами (металл, пластик) и плавниками, повышающими управляемость. Фартук судну нужен для предотвращения попадания воды за борт при прохождении любых порогов и преодолении волн.

Бортовые баллоны позволяют перевозить в байдарке-«надувнушке» достаточно увесистый груз. Они легко амортизируют удары и обеспечивают маломерному судну стабильную остойчивость.

Независимость баллонов создает надувному каякусудну непотопляемость – продырявить разом все баллоны достаточно сложно. Но даже если удастся прорвать их, то байдарка сохранит плавучесть еще минут 10-15.

Надувным байдаркам свойственна малая осадка, редко превышающая 15 см. На них можно проходить речные отмели вплавь, без потребности переноса лодки.

У «надувнушек» высокая остойчивость, непреднамеренный переворот через борт (оверкиль) на спокойной воде им практически не грозит. Поэтому для водного путешествия начинающих сплавщиков, для обучения каякингу и гребле эти байдарки идеальны.

Двухместные баллонно-надувные лодки принимают на борт до 300 кг груза с учетом веса гребцов.

В среднем упакованная байдарка-двушка занимает объем 100х40х40 сантиметров, весит до 22 кг. Упакованная надувная лодка легко помещается в багажник автомашины.

Надувной каяк просто подготовить к сплаву – уложить, расправить и накачать. Опытному сплавщику на подготовку надувной лодки к речному путешествию достаточно 15 минут.

Надувное дно, которым оборудуются некоторые модели байдарок, позволяет поднять лодку выше над водой и гасить удары речных волн. Вода попадающая с весел или брызги от волн будет собираться не в ногах, а под надувным дном или между надувным дном и боковыми баллонами. 

У судов с надувным дном улучшенная устойчивость на воде, повышенная грузоподъемность. Воздушная прослойка между днищем и рекой препятствует охлаждению ног гребцов, обеспечивая теплоизоляцию. Заметим, что надувное дно требуется накачивать воздухом отдельно от бортовых баллонов.

В сравнении с каркасными моделями байдарок «надувнушки» идут медленнее на 2-3 км/ч (чем длинней надувной каяк – тем быстрее ходит). Встроенные баллоны оставляют в лодке маловато места под груз, при длительных походах и большом количестве вещей иногда приходится крепить часть груза на настиле деки. Выступающие стенки воздушных камер создают парусность, осложняющую ход байдарки против ветра.

Если вы неопытны в гребле, либо редко ходите на байдарках, то именно ее надувной вариант станет оптимальным выбором. Главное не ходить по «большой воде» с высокими волнами, под которые «речные» модели байдарок не приспособлены.

Какие надувные байдарки мы предлагаем в прокат

Опираясь на многолетний опыт речных путешествий, нами подобраны лучшие варианты баллонных байдарок для туристических сплавных путешествий. Все эти лодки – проверенные, надежные и наиболее удачные под сплавы младших категорий (до 2-й).

Ермак 540. Рассчитанная на семейную или дружескую компанию, эта трехместная байдарка не содержит каркасных элементов и готовится к сплаву за 20 минут. Нос байдарки заострен и приподнят, что дает легкость входа на волну и защищает полость лодки от брызг. Без надувного дна. Посадка как в лодке на специальных фанерных сидушках и дополнительной мягкой сидушке.

Байдарка Ермак 540

Хатанга-3 — надувная байдарка из двух баллонов каждый из которых поделен перегородкой для лучшей непотопляемости. В носовую и кормовую части судна вставляются штевни придающие лодке курсовую устойчивость и жесткость. Штевни распираются надувным дном. Из-за этих двух небольших штевней данную байдарку можно отнести и к каркасно-надувным судам, но из-за быстроты сборки и отсутствия необходимости крепить элементы каркаса между собой упомянем эту модель в этом разделе.

Байдарка Хатанга-3

Учитывая опыт использования байдарок на мелкой воде Инзера и прочих речушек мы протюнинговали наши байдарки. Дно этих байдарок мы специально полностью пробронировали ПВХ привалом! Теперь трение дна о камни будет доставлять меньше хлопот!

Тайга 600. Созданная для сплавов начальных категорий, данная четырехместная байдарка идеальна для семейного отдыха и рыбалки. Ее оболочка двухслойная – внизу пвх-ткань, сверху пропитанный полиуретаном материал Oxford Ripstop. Вдоль каждого борта «Тайги» находятся воздушные внутренние баллоны из ТПУ (термополиуретан).

Для повышения скорости, минимизации рыскания на курсе на носу и корме байдарки из пенных вставок выполнены штевневые окончания. Крепление груза на бортах обеспечивают специальные петли.

Байдарка Тайга 600

Ватерфлай-3 тайм триал. Специально разработана для туристических путешествий и рассчитана на 3 человек (или 2 чел. + доп. груз). Плавучесть байдарки достигается двумя независимыми баллонами по бортам и надувным дном, т.е. модель Ватерфлай-3 имеет три воздушных отсека. Основной материал этой лодки – прочная и износостойкая пвх-ткань Vinyplan 6445.

Байдарка Ватерфлай-3 тайм триал

Сидушки байдарки Waterfly-3 выполнены надувными, закрепляемыми на бортах каяка. Благодаря высокому расположению сидушек, гребцам на них удобно сидеть при прохождении речного маршрута. Байдарка снабжена самоотливными отверстиями, сбрасывающими поступившую воду обратно в водоем. Ее обводы обеспечивают высокую остойчивость на курсе, что будет удобным для малоопытного гребца.

Байдарки серии «Щука». Созданные для многодневных речных походов, эти надувные каяки позволят туристам путешествовать автономно более четырех недель. Допустимая максимальная загрузка каждой модели (учитывается вес гребцов): двухместная «Щука» - 300 кг; трехместная «Щука» - 400 кг; четырехместная «Щука» - 500 кг.

Байдарка Щука

Плавучесть байдарок базируется на независимых баллонах, уложенных по бортам. Материал баллонов – термополиуретановая ткань Carrington. Дно «Щук» выполнено из полиуретановой ткани «Теза» (тентовая, плотность диапазона 700-800 г/м2), борта и дека – из плотной (220 г/м2), пропитанной полиуретаном ткани «Оксфорд». Для сохранения поперечной формы каяки серии «Щука» комплектуются распорками из дюралюминия.

Эти байдарки быстроходны, имеют малую осадку (до 15 см) и способны «обтекать» подводные валуны с камнями благодаря вертикальной гибкости. В загруженной «Щуке» можно встать и размять ноги в процессе сплава, что особенно удобно в дальних переходах  и при отсутствии удобных мест для высадки.

Каркасные байдарки

Эти маломерные суда конструкционно схожи с эскимосскими каяками – сборный жесткий каркас (дерево, металлическая трубка), обтянутый технологичной «шкурой» (лавсановой тканью с ТПУ-пропиткой).

Среди других типов байдарок модели каркасных каяков отличаются низкой парусностью, т.е. боковой или встречный ветер мало влияют на ход по курсу. Объяснение этому – низкая посадка судна в воде.

Каркасная и каркасно-надувная байдарки

Каркасные байдарки способны развивать хорошую скорость. Чем длиннее каркасная лодка – тем быстрее она может плыть, легче разгоняется и сохраняет ход при снижении интенсивности гребли до среднего уровня. При этом ее курсовая устойчивость сохраняется.

К недостаткам каркасного каяка относится его значительный вес (более 40 кг) и наличие элементов каркаса длиною более метра – даже в разобранном состоянии лодка довольно громоздкая. Быстро собрать ее способен лишь опытный водник, начинающему потребуется свыше 40 минут. Наконец, любая пробоина вызывает быстрое заполнение байдарки водой и ее затопление, что совершенно не подходит сплавщику-туристу.

Эти каяки в большей степени подходят для обучения ходьбе на байдарках начинающих спортсменов и только на спокойной воде.

Каркасно-надувные байдарки

Сочетая быстроту хода каркасных и стабильную плавучесть надувных судов, байдарки каркасно-надувного типа представляют собой идеальную лодку для многодневных речных путешествий.

Жесткий каркас формируется распорками, шпангоутами и монокильсоном, завершающимся штевнями. Основной материал каркаса – дюралюминиевая трубка. Сборка каркасных элементов выполняется последовательно и не отнимает более 20 минут.

Каркасная байдарка Нева-2

Модели каркасно-надувных байдарок оснащаются надувными баллонами, размещаемыми по бортам внутри лодки. Эти баллоны разделены внутренними перегородками, что позволяет сохранить плавучесть каяка при пробое внешней  «шкуры» и повреждении одной из секций баллона.

В сравнении с бескаркасной «надувнушкой» каркасно-надувная байдарка характеризуется в плавании малой парусностью, лучшим удержанием курса и отличным вхождением в волну. Скорость хода у таких судов выше, чем у надувных.

При этом если сравнивать с надувными байдарками, их каркасно-надувные аналоги больше весят. И у них меньший внутренний объем, чем у просто каркасных каяков (баллоны занимают часть пространства).

В зависимости от модели, каркасно-надувные лодки оснащаются открытой или закрытой декой, комплектуются фартуками. Эти байдарки надежны, они способны при полной штатной загрузке легко проходить непростые участки речного маршрута, как-то подводные камни и пороги до 2-й категории.

Наш прокат каркасно-надувных байдарок

Для многодневного туристического путешествия требуется надежная, вместительная и быстрая байдарка. Личный опыт байдарочных сплавов по башкирским рекам позволил нам подобрать идеальные модели каяков каркасно-надувного типа, названные ниже. 

Хатанга-3. Эта байдарка подходит для туристического речного тура семейной, дружеской компании из двух-трех человек. При длине свыше 4,6 м, «Хатанга» оснащена облегченным каркасом (две штевневые дуги) и двумя бортовыми баллонами (два воздушных отсека в каждом).

Грузоподъемность байдарки – 300 кг. С учетом собственного веса гребцов это по 22 кг на каждого из трех человек. Простая конструкция каркаса позволяет собрать «Хатангу» за 15 минут.

Хатанга-тревел-3. Среди моделей каяков для многодневных путешествий эта байдарка подобна туристическому лайнеру. Длинный корпус (свыше 4,8 м), комфортное расположение мест для гребцов и надувные сидушки, вместительные багажные отсеки  и защищающая кокпит дека – каяк очень и очень удобен.

Подготовка «Хатанги» на места старта сплава займет до 20 минут. Эта байдарка с алюминиевым каркасом, с двумя воздушными баллонами (в каждом две отсека) и прочной полиуретановой обшивкой на тканой основе (производство ЕС) способна развивать наибольшую для каяков скорость. Лодка остойчива и маневренна, держит курс без вихляний.

Пластиковые байдарки

Выполненные из пластика (полиэтилен) каяки обладают литым корпусом, не имеющим шовных и стыковых участков, либо выполняются разборными (из секций-пазлов). Они прочны, поэтому популярны как среди европейских туристов-одиночек, так и спортсменов. Для спортивного сплава по порожистым рекам выше 2-й категории используются особые модели одноместных пластиковых каяков – туринговые.

Среди всех разновидностей байдарок пластиковые каяки наиболее быстрые, маневренные и прочные, с хорошим входом в волну. Изолированные воздушные полости, запаянные практически по всему корпусу лодок такого типа, повышают их непотопляемость.

Однако под полноценный рекреационный отдых они не годятся, поскольку не способны вместить достаточно груза (маленький кокпит). Пластиковый каяк – лодка для плавания не дольше нескольких часов и на короткие дистанции.

Кроме того, полиэтиленовая байдарка всегда тяжелее надувного или каркасного аналога схожего размера (вес одноместной модели от 25 кг). Доставлять ее к водоему требуется на специальном прицепе, поскольку в автомашине эта лодка (даже разборная) не поместится.

Что учитывать при выборе туристической байдарки

Размеры. Габаритные параметры лодки – длина корпуса, его ширина и высота борта – определяют скорость, управляемость и безопасность маломерного судна. Узкая и длинная байдарка быстра и подвижна, широкая и длинная – более безопасна для экипажа, однако менее маневренна.

Остойчивость. Речной поток будет постоянно кренить байдарку, способствуя ее перевороту. Чтобы этого не случилось, лодка должна быть остойчивой, т.е. сохранять ровное положение. Стабилизация остойчивости достигается прямоугольной формой байдарки и правильностью ее загрузки – по центральной оси судна, на дне кокпита. Важно также, чтобы гребцы не смещались к одному борту единовременно.

Ходкость. Развитие дистанционного ускорения лодки на воде прямо связано с конструкцией корпуса и навыками гребцов. Наилучшие ходовые качества принадлежат самой длинной байдарке с гладким дном и острым носом (наличие штевня). Мощность «двигателя» - экипажа – зависит от их физических возможностей и владения техникой гребка.

Управляемость. Показателями управляемости маломерного судна являются поворотливость и устойчивое сохранение курса. Поскольку это противоположные качества, добиться идеального их совпадения в одной модели байдарки затруднительно. Длинную и наиболее узкую лодку с четкими штевнями характеризует курсовая устойчивость. А вот короткое судно, имеющее округлую корму и нос, показывает высокую поворотливость, но – плохое удержание курса.   

Непотопляемость. Здесь понимаются возможности байдарки сохранять плавучесть и судоходные способности при возникновении пробоины, чрезмерном заполнении кокпита водой или оверкиля (переворота). Если подтопленная каркасная лодка уходит на дно, то каркасно-надувная и надувная сохранит плавучесть, позволяя вывести ее к берегу, либо на мель. При оверкиле «надувнушку» и ее каркасный гибрид можно перевернуть обратно и взобраться на борт (требуется опыт).

Вес. Разобранную байдарку требуется доставить к водоему, а после сплава и просушки лодки – нести обратно к транспорту. И чем тяжелее лодка, тем труднее ее доставка. Из разборных моделей достаточно массивны каркасные байдарки (самые тяжелые – пластиковые каяки). Каркасно-надувные легче, порядка 25 кг. Наиболее легкими будут надувные каяки – менее 20 кг.

Время сборки. Первоначальная подготовка байдарки к плаванию – ее сборка. Каркасные лодки собираются более 40 минут, каркасно-надувные – около 25 минут. Быстрее и проще собрать «надувнушку», потребуется 15 минут (развернуть и надуть).

Вместимость. Суточные температурные перепады и изменчивая погода требуют дополнительной экипировки туристов-водников, особенно на многодневном сплаве. Тогда следует учитывать возможности байдарки не только по грузоподъемности и объему кокпита, но и по допустимости размещения груза на бортах в гермомешках.  

Примеры подбора туристической байдарки

Планируя поход по реке, вам необходимо точно определить его продолжительность,  дистанцию и особенности речного русла, число участников и объем/вес необходимого снаряжения. Лишь зная это, получится правильно подобрать байдарку.

К примеру, имеем исходно-«походные» данные: двое взрослых туристов, сплав по Белой, месяц июнь, трехсуточный маршрут Старосубхангулово-Кутаново.

Учитывая погодную нестабильность июня, потребуется объемная экипировка (куртки, спальники, палатки и т.д.) на троих. Нужно проанализировать погодный прогноз на три «водных» дня, чтобы оценить потребность в «юбке», защищающей кокпит от дождя. Впрочем, взамен готового решения с байдарочной «юбкой», можно будет временно закрыться, к примеру, пвх-пленкой или непромокаемым тентовым полотном.

По вводным данным оптимальной моделью байдарки будет «Ермак-540» или «Хатанга-3». А наиболее удобной – Time Trial Ватерфлай 3 с надувными сидушками и просторным кокпитом.

Если же выбирается продолжительный маршрут по Белой, скажем, 155 километровый Кага-Кутаново – на двоих потребуется уже другая модель байдарки, более вместительная. В этом случае Хатанга-3 будет неудобна, так как из-за надувного дна имеет посредственную вместительность. Предпочтительнее будут модели либо «Хатанга-3 Travel», либо «Ермак-540». Обратите внимание: на двоих при продолжительном туристическом сплаве рекомендуется именно трехместная лодка, т.к. в нее поместиться больше снаряжения.

Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав. Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты).

Если же ваш сплав планируется по достаточно глубоким рекам, озерам или водохранилищам где нет большой вероятности пропороть днище байдарок о камни на мелководье и требуется много грести по плесам или местам без течения, то обратите свой выбор на более быстроходные суда: каркасные и каркасно-надувные байдарки.

Впрочем, для неспешного туристического путешествия скорость – не главное. Можно даже просто идти по речному течению, слегка поправляя курс веслами.



Оформление заказа
Спасибо!

Ваш заказ принят. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка при отправке заказа. Попробуйте отправить еще раз.

Заполните все обязательные поля

Заявка на сплав

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка при отправке заявки. Попробуйте отправить еще раз.

Пожалуйста, заполните все обязательные поля

Ваше имя *
Телефон *
Желаемое кол-во дней *
* поля обязательные для заполнения